Чтение слова с перенесенным ударением. Можно помогать ребенку держать указку и вместе передвигать ее по тексту, но читать хором не стоит. Куда ведёт нас Путь, сотканный из страданий и бед? За каким поворотом эта таинственная дверь в наше Будущее? Логопедическая ритмика для развития речи дошкольников Автор: В школе же первоклассника сначала учат читать и писать и только потом знакомят с фонетикой, морфологией и синтаксисом родного языка.

Добавил: Taulkree
Размер: 24.25 Mb
Скачали: 55422
Формат: ZIP архив

Варенцова Наталия Сергеевна — кандидат педагогических наук; автор научных публикаций, посвященных проблемам овладения основами грамоты в дошкольном возрасте, подготовке детей к школе, развитию умственных способностей и познавательной активности дошкольников, преемственности дошкольного и начального общего образования. Неумение читать или медленное чтение побуквенное является серьезной проблемой при обучении ребенка в школе.

Кроме того, семилетнему ребенку труднее овладеть чтением, чем шестилетнему. Но прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков оюучение слова, проводить звуковой анализ слов то есть называть по порядку звуки, из которых состоят слова.

Конспекты занятий по обучению грамоте для старшего дошкольного возраста

В школе же первоклассника сначала учат читать и писать и только потом знакомят с фонетикой, морфологией и синтаксисом родного языка. Оказывается, что детям в возрасте 2—5 лет чрезвычайно интересно заниматься звуковой стороной речи. Дети постигают определенную систему закономерностей родного языка, учатся слышать звуки, различают гласные ударные и безударныесогласные твердые и мягкиесравнивают слова по звучанию, находят сходство и различие, делят слова на слоги, составляют слова из фишек, соответствующих звукам, и др.

Позже дети научаются делить речевой поток на предложения, предложения — на слова, знакомятся с буквами русского алфавита, составляют слова и предложения из них, употребляя грамматические правила написания, овладевают послоговым и слитным способами чтения. При этом обучение чтению не является самоцелью. Эта задача решается в широком речевом контексте, дети приобретают определенную ориентировку в звуковой действительности родного языка, у них закладывается фундамент будущей грамотности.

Обучение по настоящему пособию рассчитано на детей 3—7 лет.

Оно построено с учетом возрастных особенностей дошкольников и основывается на их избирательной восприимчивости к овладению грамотой. Дети 3—5 лет занимаются звуковой стороной речи, проявляя при этом особую одаренность, а дети 6 лет с большим интересом осваивают знаковую систему, читают.

В результате обучения дети приходят в школу не только читающими, но и способными анализировать устную речь, грамотно составлять слова и предложения из букв азбуки. При обучении детей письму мы сознательно ограничиваемся подготовкой руки к письму.

В младшем дошкольном возрасте 3—4 года важным достижением является овладение произвольными движениями рук и пальцев. При этом широко используется способность детей к подражанию: В старшем дошкольном возрасте 5—6 лет дети овладевают непосредственно графическими умениями и пишущим инструментом фломастером, цветным карандашом.

Дошкольники обводят по контуру очертания домиков, заборчиков, солнышка, птичек и т. Дети учатся воспроизводить в рабочей строке различные предметные образы, приближенные к конфигурации печатных букв. При обучении детей письму важно не столько научить их отдельным умениям, сколько сформировать у них весь комплекс готовности к письму: Данное пособие состоит из нескольких частей: Пособие предназначено для педагогов дошкольных образовательных учреждений.

Наталья Варенцова — Обучение дошкольников грамоте. Для занятий с детьми 3-7 лет

Оно также может быть полезно и родителям. Настоящая программа включает три направления работы с детьми дошкольного возраста: Работа по формированию у детей звуковой стороны н.м и ознакомлению с основами грамоты, прежде всего, связана с развитием познавательных способностей и воспитанием произвольности поведения.

Развитие умственных способностей детей происходит в процессе овладения действиями замещения звуков речи. Дети учатся моделировать как отдельные речевые единицы слоги, звуки, словатак и речевой поток в целом дгшкольников. При решении познавательных задач они способны использовать готовые схемы, модели и строить их самостоятельно: Развитие познавательных способностей способствует осознанному отношению детей к различным сторонам речевой действительности звуковой и знаковойведет к пониманию некоторых закономерностей родного языка, формированию основ грамотности.

  ФОРМА ПО КНД 1110011 СКАЧАТЬ БЕСПЛАТНО

В процессе подготовки руки к письму у детей развиваются как познавательные, так и творческие способности. Сначала дошкольники овладевают произвольными движениями кистей и пальцев рук изображают различные явления и объекты: Дошкольники конструируют, достраивают с помощью фломастеров или цветных карандашей отдельные объекты и явления: Подобные занятия способствуют развитию воображения, фантазии, инициативы и самостоятельности детей.

Программа строится на материале методики, созданной Д. Обучение грамоте в детском саду. Ознакомление ребенка с фонемной звуковой системой языка имеет значение не только при обучении его чтению, но и для всего последующего изучения родного языка. Содержание программы построено с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста и основывается на их обучеение восприимчивости к разным сторонам языковой действительности.

Программа для младшей группы включает в себя два раздела: Работа по развитию у детей звуковой стороны речи направлена на совершенствование их артикуляционного аппарата и фонематического восприятия. В ходе занятий детей знакомят со звуками окружающего мира, звуком как единицей речи.

Подтвердите, что вы не робот

Вычленяя звуки из общего потока, дети распознают, кто или что издает. Затем в ходе звукоподражательных упражнений они учатся правильно произносить гласные звуки а, о, у, и, ы, э и некоторые согласные м — мь, п — пь, б — бь, т — ть и др. Термины, характеризующие звук гласные, согласные и т. Способы освоения звуковой стороны речи задаются взрослым. Воспитатель произносит звукосочетание, выделяя гласный звук голосом.

В результате дети овладевают звуковым эталоном произнесения гласных звуков, что, собственно, и подготавливает к интонационному выделению любого звука в слове — способу естественного моделирования речевого звука. Эти упражнения могут использоваться в игровой деятельности при разыгрывании сказочных ситуаций, на занятиях, в самостоятельной деятельности.

Значительную роль при этом играет эмоциональная окраска: Развитие у детей младшего дошкольного возраста умения управлять кистями и пальцами рук способствует развитию произвольности движений, что является общеразвивающей задачей на этом возрастном этапе. Упражнения для развития движений рук включаются в контекст стихов, потешек, игр.

В ходе совместной с воспитателем деятельности дети учатся координировать свои действия. Склонность к подражанию помогает дошкольникам копировать движения взрослого, которые служат своеобразной меркой, помогающей подладить свои движения к образцу по мнению А.

Малыш с удовольствием изображает зайчиков, птичек, оленей, черепах, бабочек и др. При необходимости допустимы дополнительные занятия с детьми, у которых не скоординированы движения рук. В средней группе продолжается работа по развитию фонематической стороны речи с целью подготовки детей к овладению звуковым анализом слов и формированию движений кистей и пальцев рук с целью подготовки руки к письму. В процессе работы над звуковой стороной речи значительно расширяется диапазон задач, так как дети пятого года жизни особенно сензитивны к звуковой стороне речи.

Сначала детей знакомят со звучащим словом, стараясь идентифицировать его с определенным образом предмета, явления, признака и т. Например, дошкольники устанавливают, что слово стол соответствует только предмету с этим названием, а слово кукла— кукле, зайчик— зайчику. Другими словами эти предметы и игрушки назвать. В этом возрасте дети получают представление о протяженности слов короткие и длинныезнакомятся со слоговым делением слов на основе выделения гласных звуков. Для решения данной задачи детям предлагают специальные дидактические игры, в которых дошкольники делят слова на части, прохлопывая, отстукивая или прошагивая ритмико-слоговую структуру одно- двух— и трехсложных слов.

В подобных упражнениях в качестве вспомогательного средства используются заместители — мелкие фишки, игрушки, наглядно изображающие отдельные части слов. Эти заместители являются прообразом графической записи слогов. На следующем этапе дети голосом выделяют некоторые согласные звуки: Затем для интонационного выделения голосом дошкольникам предлагают звуки, которые нельзя тянуть голосом: Таким образом, дети осваивают обобщенный способ интонационного выделения звуков в словах, позволяющий вычленить звук любой качественной характеристики.

Параллельно проводится работа по различению на слух твердых и мягких согласных звуков. Кроме того, для решения данной задачи дети оперируют предметными картинками, группируя их в соответствии с заданными звуками, заключенными в словах-названи-ях б — бь, л — ль, с — сь и т.

  ПЕСНИ ИМРАНА АББАСА СКАЧАТЬ БЕСПЛАТНО

Детей учат определять первый звук в слове, что по сути является началом звукового анализа. Само по себе действие выделения первого звука в слове достаточно конкретно и доступно ребенку четырех лет в отличие от традиционного понимания позиции звука в слове: В этом возрасте дошкольники успешно подбирают слова на заданные воспитателем звуки, чему способствует их умение вычленять отдельные звуки, а также привлекательность этих заданий например, педагог предлагает детям положить в мамину сумку вкусные вещи со звуками к и кь и т.

На занятиях по развитию звуковой стороны речи широко используются стихи, считалки, поговорки, потешки, сказки, различные игры, игровые ситуации и приемы, вызывающие интерес у детей этого возраста. В средней группе увеличивается количество занятий, направленных на развитие движений кистей и пальцев рук, усложняются упражнения, направленные на развитие этих умений. Эти задания нацелены на развитие координированных движений обеих рук и гибкости мелкой мускулатуры кистей и пальцев.

В средней группе не используется условное деление движений на две группы: Предлагаемые детям упражнения, как правило, сочетают в себе и те и другие движения. Словесное сопровождение движений создает эмоциональное отношение ребенка к изображаемому. Они уже лучше, чем раньше, могут управлять своими руками, координировать движения, действовать синхронно обеими руками. В этом возрасте дошкольники уже способны обращать внимание на сверстников и контролировать свои движения и движения других детей.

В старшей группе продолжается работа по развитию фонематической стороны речи и овладению элементарными графическими умениями. Развитие фонематической стороны речи. В старшей группе продолжается работа со звучащим словом, определению его протяженности измерение слоговой структуры слов хлопками, шагами.

Дети продолжают интонационно выделять заданные звуки в словах, подбирать слова на определенный звук, вычленять первый звук в слове. Параллельно детей знакомят со смыслоразличительной функцией звука: Звуковой анализ предполагает различение звуков по их качественной характеристике: Сначала детей учат различать гласные и согласные звуки.

Чуть позже детей знакомят с делением на твердые и мягкие согласные звуки. Дети отмечают, что эти звуки нельзя пропеть, при их произнесении воздух встречает преграды язык, зубы, губы. При этом дидактический материал картинки-схемы звукового состава слов, фишки, указки делает звуковой анализ материализованным и вполне доступным детям дошкольного возраста. С его помощью они самостоятельно строят условно-символические модели различной сложности.

В старшей группе дети овладевают технической стороной письма и элементарными графическими умениями. К этому возрасту дошкольники уже могут произвольно управлять дошольников и пальцами рук. Графические умения формируются в процессе специальных упражнений и конструирования различных предметов домики, шалашики, солнышко, цветочки и т.

В ходе упражнений дети фломастером или цветным карандашом обводят внешние контуры предметов, проводят прямые, замкнутые и прерывистые линии, выполняют штриховку, работают в ограниченном пространстве и с выходом за.

Работа по развитию звуковой стороны речи и овладению основами грамоты способствует развитию познавательных способностей, творческого воображения и пространственных представлений.

Описание книги «Обучение дошкольников грамоте. Для занятий с детьми 3-7 лет»

В подготовительной группе продолжается работа по овладению первоначальными основами грамоты. Дети шести лет способны овладеть уже более широкой ориентировкой в фонетической стороне речи; они обладают определенной сензитивностью к знаковой действительности языка, испытывают повышенный интерес к буквам и тягу к чтению. Кроме того, дети дошколльников перейти к написанию печатных букв и основных элементов письменных букв.