Пальцы рук ребенка, его ладошки, предплечья, подмышки, головка и т. Буквы и цифры 5 рец. В телесных играх с детьми, существующих в народной традиции, мать помогает ребенку ощутить и эмоционально прожить отдельные части его тела в живом контакте с ее руками. Как ребенок осваивает пространство окружающего мира? А его интересовали только две из….

Добавил: Jugami
Размер: 56.75 Mb
Скачали: 75185
Формат: ZIP архив

Этот мальчишка, который задорно смотрит на вас с фотографии, олицетворяет для меня детский мир, о котором пойдет речь в этой книге.

Веселый, озорной и немного застенчивый, он не боится смотреть в глаза взрослому, если надеется на ответную симпатию и уважение. Вот — уцепился за обрывок каната, раскачивается и доволен своей выдумкой.

Читать «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых» — Осорина М. В. — Страница 1 — ЛитМир

Она посвящена тому, как дети исследуют и осваивают пространство окружающего мира с момента своего появления на свет и до подросткового возраста. Сразу после рождения младенец получает собственное место в виде колыбели или кроватки, куда его кладут взрослые. Но деятельное освоение мира, в который пришел ребенок, требует от него многолетней и колоссальной по объему самостоятельной работы. Главными помощниками и спутниками ребенка на этом пути оказываются сверстники.

Примерно после пяти лет, следуя традициям детской субкультуры, которые естественным образом воспроизводятся в каждом новом поколении, ммр объединяются для совместного исследования простирающихся вокруг пространств большого мира.

Кроме того, прямо под носом у взрослых они умудряются выстроить свой собственный секретный детский мир. Он служит им чем-то вроде экологической ниши: Практически все мы в той или иной степени были причастны когда-то к осорин субкультуре и успешно пользовались ее уроками. Однако, став взрослым, человек забывает то, что могло бы ему чрезвычайно помочь в понимании собственных детей.

Исходя из всего сказанного сформулированы задачи этой книги.

Мария Осорина: Секретный мир детей в пространстве мира взрослых

Во-первых, мне хотелось описать феноменологию детского территориального поведения: Мне кажется важным ввести этот материал в научный обиход, привлечь к нему внимание психологов, этнологов, педагогов. Думаю, что он также будет интересен родителям и всем, кто практически работает с детьми.

Во-вторых, в традиционных формах жизни мира детей и его субкультуры, которые разворачиваются в реальном физическом пространстве, мне было важно уловить психологические закономерности и найти им объяснение, т. Почему дети так любят кататься с ледяных гор? Отчего детям нравится играть в одних местах и не нравится в других? Я попыталась найти ответы на эти вопросы, исходя из логики психического развития ребенка и его становления как мания.

Эмпирический материал, на основе которого очорина эти выводы, собирался в течение длительного периода, растянувшегося почти на 20 лет. Основными методами сбора информации были: Естественно, этому предшествовал тщательный психологический анализ и моих собственных детских воспоминаний, который обычно необходим в подобном исследовании.

Очерки по изучению ребенка. В методическом плане наиболее значимы для меня были исследовательские принципы двух замечательных детских психологов — Жана Пиаже мврия Эрика Эриксона. Оба — каждый по-своему — поразили меня деткй глубиной и тонкостью своей наблюдательности. Благодаря им я поняла, что внимательное осорино за живыми событиями должно предшествовать всем другим видам исследовательской активности психолога и служить для них фундаментом.

Поэтому каждая из глав относительно автономна и представляет собой нечто вроде маиря комментария к одной из страниц книги детского бытия. Покидая материнскую утробу, новорожденный человек становится частью сложнейшей системы пересекающихся, соседствующих, надстроенных друг над другом и разнообразно взаимодействующих миров.

Для того чтобы научиться жить и успешно действовать в мире, человеку, входящему в жизнь, необходимо осознать представшую ему многомерную вселенную как умопостигаемое целое, по отношению к которому он будет самоопределяться, искать в нем свое место и прокладывать свои пути. Это невозможно в отсутствие важнейших пространственных и смысловых ориентиров, обобщающей схемы мироздания и представления о месте своего нахождения в.

Скачать книгу

Любая человеческая культура обязательно несет в себе модель мира, созданную данной этнокультурной общностью людей. Эта модель мира воплощена в мифах, отражена в системе религиозных верований, воспроизводится в обрядах и ритуалах, закреплена в языке, материализована в планировке человеческих поселений и организации внутреннего пространства жилищ. Каждое новое поколение получает в наследство определенную модель мироздания, которая служит опорой для мапия индивидуальной картины мира оморина отдельного человека и одновременно объединяет этих людей как культурную общность.

  ОКЕАН МОРЕ СИНЕЕ ВСТУПЛЕНИЕ К ОПЕРЕ САДКО СКАЧАТЬ БЕСПЛАТНО

Такую модель мира ребенок, с одной стороны, ссекретный от взрослых, активно усваивает из культурно-предметной и природной среды, с другой стороны, активно строит сам, в определенный момент объединяясь в этой работе с другими детьми. Второй — это личные усилия самого ребенка, проявляющиеся в разных видах его интеллектуально-творческой деятельности. Третий — это воздействие детской субкультуры, традиции которой передаются из поколения в поколение детей и чрезвычайно значимы в возрасте между пятью и двенадцатью годами для понимания того, как освоить мир.

Анализируя их, опытный наблюдатель с определенной степенью достоверности может реконструировать внутреннее содержание душевной жизни другого человека, в частности выяснить некоторые особенности его картины мира. Если же взрослый например, воспитатель хочет приобщить ребенка к определенной системе мировоззренческих принципов, а значит, и определенной модели мироустройства, то он обязательно должен воплотить ее в виде словесного, изобразительного или поведенческого текста рассказа, песни, басни, картины, модели поведения и т.

В этой главе мы рассмотрим, как начинается формирование модели мира у маленьких детей от рождения до трех лет и от трех лет до пяти. Современные родители часто совсем не представляют себе огромности объема той внутренней работы, которую проделывает в этот период ребенок, чтобы упорядочить свои представления о мире.

Поэтому на двух показательных примерах мы познакомимся с двумя сторонами этого процесса. Сначала посмотрим, как может быть осуществлена помощь со стороны взрослых и как может быть передано мировоззренческое содержание в тексте, обращенном к маленькому ребенку. В этом плане поучителен опыт народной культуры, в которой построение базовой системы координат начиналось сразу после появления младенца на свет.

На примере анализа текстов русского материнского фольклора мы познакомимся с традиционными способами помощи ребенку в психологическом структурировании пространства окружающего мира и осознании своего места в. А затем рассмотрим, как начинается самостоятельное создание модели мира на примере детских рисунков, когда ребенок сам овладевает культурным инструментом — в данном случае изобразительным языком, через который он выражает свое понимание мироустройства.

Инициаторами мироустроительной работы ребенка являются взрослые: В ходе социализации ребенок испытывает множество явных и неявных направляющих воздействий со стороны взрослых.

Это системы запретов и поощрений, не только выражающихся через язык, но и существующих как данность и опредмеченных в самой организации специфически детского пространства детской кроватки, детской комнаты, секреттный площадки как участка, выгороженного и отграниченного от запретных пространственных измерений.

Не менее мощным средством формирования пространственного сознания и источником базовых элементов этнокультурной концепции мироустройства осортна родной язык. Лингвистическое упорядочение непосредственного пространственного опыта деей начинается уже на самых ранних этапах освоения им словаря и грамматики родного языка. В этом плане особый интерес для психолога представляет традиция народной педагогики. Для русской народной культуры было характерно стремление дать ребенку основные ориентиры как можно раньше, впрок, задолго до того, как он будет этот мир практически осваивать.

Построение картины мира ребенка начиналось уже в младенчестве через обращенный к нему материнский фольклор — колыбельные песни, пестушки, потешки и т. Они должны были обеспечить ребенку целостное мировосприятие и ощущение своей включенности в общий порядок мироздания, т. Поначалу сам для себя секретнсй не существует, являясь как бы слепым пятном. Первый сккретный в осознании человеком факта своего существования в этом мире начинается через других людей.

Такое личное обращение постоянно присутствует в текстах материнского фольклора, адресованных ребенку.

Секретный мир детей в пространстве мира взрослых

Пестушки, потешки, приговорки сопровождают в народной культуре телесные игры с маленьким ребенком. С психологической точки зрения важность этих игр неоценима. Таким путем взрослый помогает ребенку формировать осмысленный образ собственного тела. Одновременно тело — это исходная точка отсчета, необходимая для ориентации человека в окружающем физическом мире, и, как мы увидим позже, главный измерительный прибор, который все люди используют в процессе освоения физического пространства.

М. В. Осорина «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых» — Психологическая грамотность

В телесных играх с детьми, существующих в народной традиции, мать помогает ребенку ощутить и эмоционально прожить отдельные части его тела в живом контакте с ее руками. Пальцы рук ребенка, его ладошки, предплечья, подмышки, головка и т.

Очень важно, что эти части тела получают в игре свои названия — имена, которые многократно повторяются на разные лады. Называние придает частям тела ребенка новое качество существования, они обретают новый статус. Схема тела представляет собой уже обобщенные и объединенные в знаковую структуру знания о теле — нечто вроде крупномасштабной карты телесного ландшафта, на которой обозначены наиболее важные пункты.

  ПОДРОБНЫЙ РАСЧЕТ ДАТ ГРИГОРИАНСКОГО КАЛЕНДАРЯ НА ВЕДИЧЕСКИЙ СКАЧАТЬ БЕСПЛАТНО

Не случайно в народной культуре этот процесс направлялся и контролировался традицией. Столетиями передавались из поколения в поколение тексты материнского фольклора, обращенные к детям. В них оказались зафиксированными наиболее удачные по содержанию и по форме способы обучения ребенка пониманию собственного тела. Образные, рифмованные, легко запоминающиеся тексты пестушек, потешек, пальчиковых игр были общеизвестны.

Если мы обратимся к другим жанрам материнского фольклора, например к колыбельным песням, то и там обнаружим присутствие культурных программ, целью которых является символическое представление основных пространственных координат мира, куда вошел ребенок после появления на свет.

Упорядочивание, структурирование пространства начинается с фиксации точки, в которой находится ребенок. В колыбельных песнях часто очень подробно и преувеличенно положительно описывается колыбель — первое собственное место ребенка в этом мире, его исходное личностное пространство.

И золотые крюки, и бархатные ремни, конечно, не бытовые реалии крестьянской жизни. Они образно выражают родство детской колыбели и царского трона.

Ребенок здесь подобен маленькому божеству, окруженному ценными дарами — праздничной едой:. В колыбельных песнях этого типа утверждается высшая качественность и ценность занимаемого ребенком места, а младенчество описывается как идеальное состояние благополучия.

Уверенность в своей желанности, защищенности, в гарантированности положительного отклика окружающего мира на его нужды младенец приобретает в ходе повседневных взаимодействий с матерью. Постоянство присутствия матери, точность понимания ею нужд младенца и скорость отклика на них, теплота отношения к ребенку, многообразие телесного и словесного общения с матерью имеют очень важный смысл для всей его будущей жизни.

На этом глубинном чувстве базового доверия к жизни будет основан потом жизненный оптимизм взрослого, его желание жить на свете вопреки всем невзгодам и его иррациональная уверенность в том, что все кончится хорошо вопреки обстоятельствам. И наоборот, отсутствие этого чувства может в будущем привести к отказу от борьбы за жизнь даже тогда, когда победа в принципе возможна.

В материнском фольклоре колыбельных песен сркретный точкой отсчета в мировой системе координат становится ребенок, лежащий в своей колыбели, а пространство окружающего мира выстраивается вокруг ребенка через противопоставление теплого дома-защиты, внутри которого находится колыбель с младенцем, и опасного внешнего мира — темного леса, луга, речки, куда до поры до времени ребенку ходить не.

Эти два мира разделены границей, которую не должен переступать ребенок. Внешняя граница дома уже принадлежит к наружному опасному миру. Беспечная домашняя курица, которая по неразумию устроилась спать на завалинке — т. Традиционные народные колыбельные песни в процессе формирования мировоззрения ребенка: Вообще, фольклорное понятие секртеный как границы перехода из своего пространства в пространство внешнего мира — опасного, страшного — символически оформляет также и повседневный серетный маленького ребенка.

Тему края как важнейшую телесно-пространственную проблему малыш начинает проживать очень рано. Так как младенец обычно лежит на чем-то возвышающемся, ему есть куда падать через край, который ощущается им как граница перепада высот, переход которой грозит падением.

Эта реальная опасность прежде всего познается в течение двух первых лет жизни. Телесные переживания такого рода становятся для ребенка живым психологическим наполнителем фольклорной идеи края как опасной грани двух разных миров.

Среди ключевых слов, необходимых для формирования личности ребенка, ему надо отдать одно из первых по значимости мест. Тут опознание края как границы конкретного пространства — своего и чужого, освоенного и неизвестного, комфортного и опасного — проживается ребенком через опыт собственного тела.

Восприятие — это базовый познавательный процесс, который строится на основе совместной работы отдельных органов осорана. Результатами такой совместной деятельности зрения, осязания, слуха сир т. Интуиция и искусственный интеллект. Как только познающий ребенок-наблюдатель становится способен выделять контуры, т.

Он видит мир уже не как хаос невнятных движущихся и статичных пятен что свойственно совсем крошечным детяма как вместилище отдельных предметов, каждый из которых имеет свои очертания, границу, отделяющую его от фона всего остального.