Относительно среды и пятницы тоже не было единообразия. Потом это заменилось стремлением к отвлеченному богословствованию в стихах и музыке, красках и формах. Михаила, апостолов Петра и Павла и пророка Илии. Древний кондак в его классическом облике — это цепь из 20—30 строф, постепенно развивающих одну общую тему. Божественная литургия есть средоточие, главная служба всего суточного круга, по отношению к которой все остальные службы являются как бы только приготовлением для достойного ее совершения и приобщения святых Таин Христовых.

Добавил: Sahn
Размер: 57.74 Mb
Скачали: 2499
Формат: ZIP архив

Предметом Литургики является история православного христианского богослужения. Православное богослужение есть совокупность молитвословий, песнопений и священнодействий, которые совершаются в Церкви Божией на земле иерархическими лицами, как законными наместниками Христа см.

Оглавление

Богослужение совершается для верующих, и в литуррика с ними, по установленному чину. Через богослужение верующие призываются выражать свои чувства веры в Бога, надежды и любви к Нему, вступают с Ним в таинственное общение и получают благодатные силы для прохождения христианской жизни, ведущей ко спасению.

Богослужение имеет большое значение для человека. Оно есть выражение молитвенной жизни Церкви Христовой. Православное богослужение древней Византии потрясло своей величественной красотой наших предков и привело их ко Христу, к православной вере. Свою веру можно показать, начав с истовой и благообразной молитвы. Но неведущий о Боге и религии современный западный человек, а особенно развращенные пропагандой безбожия у нас на родине люди, если услышат слово проповедника о вере, литугика Боге, о молитве, о богослужении, то они не могут сразу расположиться и потянуться к вере в Бога и принять все то, о чем им говорят.

У них остается предубежденность, они колеблются. Так бывало и прежде, так бывает и. Равнодушный, может быть даже и неверующий, заходил или входит случайно в храм, или входит из любопытства, и, в литургиеа храмовой обстановке духовного мира и веры, истового чтения и пения, искренняя молитва литургиика захватывает таких людей и они, неожиданно для себя, делаются участниками общей молитвы и начинают ощущать тягу к вере в Бога, воспринимают поучения проповедника и часто присоединяются к Святой Церкви.

Благообразный чин православного богослужения складывался веками.

Содержание

Составителями его являются Святые Апостолы, Святые песнописцы—отцы Церкви. Чин богослужения складывался подвижниками, героями духа, в пустынях и в обителях. Поэтому веками накопленное богатство молитвословий, идей, образов и мыслей, находящихся и хранимых в толстых церковных книгах, в кожаных переплетах, должно через истовое богослужение отражаться на душах современных богомольцев.

И кто любит молитву церковную, тот, вникнув в ее содержание, возлюбит и ее гармонический чин. Будем помнить, что главное в богослужении, это живое, личное участие, как молящихся, так и совершителей богослужения: Только то доходит до сердец молящихся, fbb2 пережито и перечувствовано самими совершителями богослужения.

Термин этот употребляется и в Ветхом и Новом Завете, хотя и не в одном и том же смысле. В Ветхом Завете словом литургия определялось общественное служение в скинии в честь Бога и на пользу народа см. Отсюда этот термин был принят для обозначения евхаристического нашего богослужения Божественной литургии.

Поэтому Литургика есть наука о христианском богослужении. А Церковь, или общество верующих в Иисуса Христа, содержа веру христианскую, должна, во первых обнаруживать в себе внутренний дух этой веры, во вторых, должна назидать, питать благочестивые души верующих: Следовательно, говоря о богослужении, мы исключительно должны говорить о богослужении Православной Церкви. К науке Литургике могут быть разные подходы. Поскольку наука Литургика охватывает целый ряд областей церковно—богослужебного быта и обихода, она разделяется на несколько отделов.

В учебниках, в пособиях по Литургике можно наблюдать: Историко—археологический метод науки Литургики, имеет дело с твердо установленными как формами, так и строем богослужения, которые Литургика должна объяснить. Исторический подход старается указать откуда известная форма ведет свое начало, как она изменялась и когда она окончательно установилась.

Пользуясь историко—археологическим методом, нам легче понять внутренний смысл богослужебных форм, которые подтверждаются авторитетом древности. Хотя в некоторых пособиях по Литургике мы встречаемся со взглядом, что церковные обряды приравниваются к догматам, поскольку та или другая форма богослужения, или тот или другой обряд, становились общеупотребительными в результате соборного установления.

Но, однако, мы должны иметь в виду то, что церковные обряды в общем создавались историей и они подчинены законам исторического развития.

Внутренняя жизнь Святой Церкви вызывала тот или другой обычай, или обряд, который, в конце концов, получил церковное признание. Малый вод означает шествие Господа Иисуса Христа на проповедь, а светильник символизирует Св.

  РДС РК 1.02-04-2013 СКАЧАТЬ БЕСПЛАТНО

В действительности же сначала явился обряд, а потом его объяснение. Как же возник малый вход? Малый вход есть явление историческое и вызван он был нуждами тогдашней церковной жизни. В древности во время малого входа переносили священные сосуды из сосудохранилища, или диаконика, в церковь, ибо с этого момента собственно начиналась важнейшая часть литургии. Со временем этот обычай нужды сделался обрядом и затем получил символическое значение.

Второй подход уставной, или ритуалистический, ставит своей целью изучение нашего православного богослужения исключительно в рамках теперешнего церковного устава или Типикона, с применением тех правил и обрядов, которыми мы пользуемся и руководствуемся для благолепного, уставного и молитвенного совершения богослужения.

Часто бывает так, что этим ограничиваются, а в то же время, по возможности необходимо здесь также обратить внимание и на историю развития самого Устава, Типикона, как он постепенно складывался, обогащался и наконец, как он сложился и утвердился в теперешнем своем виде.

Богословский подход к науке Литургике состоит в том, чтобы Литургику рассматривать не только как предмет исторического или археологического происхождения и содержания, и даже не только как свод правил, регулирующих совершение богослужений по указанию Типикона, но чтобы воспринимать учение о нашем богослужении и относиться к нему как к богословской дисциплине.

Православная электронная библиотека

Почему именно нужно так воспринимать Литургику? Нужно отметить, что богослужебные тексты содержат в себе богатство богословской мысли, особенно по догматике, а также и по нравственному богословию, и на основании этого материала можно было бы создать целую дисциплину под названием Литургического богословия.

К сожалению богослужебный материал мало изучен и мало разработан в этом направлении. На это произведение. Шмемана дал обстоятельный ответ.

Шмемана потому, что впереди, в будущем, будет дана православному читателю, основанная на представленных в этой книге взглядах, литургическая догматика.

Литургика (fb2)

Но если основания так сомнительны, можем ли мы быть уверены, что будут здоровыми сделаны на них построения? Задачу литургики составляет научное объяснение установленных в христианстве внешних форм богослужения. Богослужебные формы можно рассматривать: В западном христианстве, в римо—католической литургике, принят практический подход к изучению богослужения. Цельного представления о богослужении и истории его католические литургисты, до недавнего времени, в основном не давали.

Правда, некоторые ученые в начале века начали систематизировать богослужебный материал на основании данных истории. Поэтому у них богослужение было реформировано, заведены новые обычаи, престол перенесен на середину храма, молящиеся сидят вокруг, а духовенство стоит литургиика сидит спиной к алтарю, лицом к литтургика.

За таким богослужением употребляют не только орган, но допускается употребление гитары и других инструментов, а также бывают и вокальные выступления. Таким образом, римокатоличество пошло по шитургика протестантства.

Римокатолики теперь могут в любое время произвести ломку богослужения в зависимости от обстоятельств. Мы знаем о встречах римского Папы с разными иноверными представителями, он участвовал в молениях даже и не с христианами, напр. Теоретический подход больше принят в протестантской gb2.

Протестантизм присвоил себе право создавать разные системы богослужения, которые, якобы, находятся в согласии литургтка тем, что установлено Христом и Апостолами, но они отвергают предание и отбрасывают формы, считая их за балласт. Поэтому их богослужения выражаются в собраниях, в чтении священного писания, в проповеди и в пении кантат духовных стихов. А за последнее время, поскольку протестантизм db2 к объединению с разными деноминациями, то и богослужение их приобретает характер экуменических молений, где часто участвуют в молениях не только христианские исповедания, но и нехристианские.

Главная задача православной Литургики состоит в изъяснении богослужения православной Церкви, т. Как архимандрит Гавриил правильно указывает: Через православное богослужение, как далее указывает архим.

Таушев Аверкий — Литургика, скачать бесплатно книгу в формате fb2, doc, rtf, html, txt

Гавриил, мы возводимся в живое общение с Богом, и это в свою очередь есть приготовление верующих к вечному общению с Ним, в будущей жизни грядущего века, к блаженству для которого человек предназначен.

Поэтому в Литургике необходимо подойти к объяснению церковных служб с разных сторон: При этом Литургика должна представлять толкование богослужения и со стороны догматической, нравственной, и исторической, ибо без такого подхода к изложению, к изучению богослужения, многое в богослужении представится нам неясным и непонятным и безавторитетным. Литургика, при объяснении чинопоследований православной Церкви, обязана указывать на происхождение сих богослужебных чинов.

  ЗЯТЬ НЕХЕР ВЗЯТЬ РИНГТОН СКАЧАТЬ БЕСПЛАТНО

Для православного человека важно знать, откуда ведут свое начало все церковные чинопоследования, кто их составил, литугика каком виде они совершались в древней Церкви и как они дошли до. Если в чинопоследованиях были изменения, то какие и почему? Ибо, зная историю постепенного развития и восполнения церковных служб, нам будет легче их истолковать и объяснить тем, кто этого не знает и, в тоже время, проявляет интерес к этому вопросу. В настоящее время часто и среди православных, но особенно среди иноверных, отношение к нашему православному богослужению бывает недоброжелательное, и часто сектанты подвергают нападкам наши чинопоследования, говорят, что наши службы теперь совершаются иначе, чем это было в древней Церкви.

Указывается, на то, что в византийский период якобы было введено много лишнего и помпезного ритуала, это особенно они относят к дорогим украшениям церковной утвари, облачениям и разным церемониям.

Но чтобы вразумить заблудших или предохранить наших православных чад от такого соблазна, Литургика должна показать, что литургиуа чинопоследования в своих существенных частях ведут свое начало из самой глубокой христианской древности. Они остались такими, какими были в древней Церкви. Но поскольку Церковь живет своей благодатной жизнью, то и богослужения в некоторых своих частях дополнялись и развивались. Храмостроительство тоже благоукрашалось, как снаружи храмы были более благолепны, так и внутри украшались иконописью и киотами с изображениями святых и с особо почитаемыми или прославленными иконами.

В свою очередь ревностные христиане делали приношения своим храмам и украшали их ценными иконами, утварью церковной, облачениями. И эти украшения не являлись главной целью, а главное это было стремление, чтобы совершение богослужений, и особенно Божественной литургии, происходило в соответствующей обстановке, отвечающей святости этих служб.

Поэтому для храма, для богослужений, для приношений Богу, усердные христиане старались приносить самое хорошее, самое ценное, самое красивое. Итак, всякому православному христианину необходимо хотя бы кратко знать историю fbb2 происхождение богослужения, дабы, литургиа в общественном богослужении, он мог ясно уразумевать лиутргика смысл его, ибо без этого он не будет знать, как и для чего оно совершается, не будет понимать значения.

Но еще в большей мере необходимо изучать Литургику пастырю Церкви и особенно готовящимся быть пастырями. Литургика, как богословская наука, и притом практическая, имеет тесную связь со всеми другими, родственными ей, богословскими науками. Так, она связана с Догматическим богословием, из которого она черпает свое содержание.

Она также, как и Догматика, объясняет как в богослужении, в таинствах и обрядах наглядно раскрываются догматические истины, или, говоря о формах выражения богопочитания, Литургика указывает способы угождения Богу в молитвах, постах и в др.

Гомилетике Литургика сообщает материал для церковной проповеди. Литургика fg2 связана и с Церковной историей, ибо при объяснении богослужений bf2 к. Поэтому можно ясно наблюдать, что между богослужением, которым занимается Литургика и другими элементами духовно—религиозной и христианской жизни, т. Наше православное богослужение есть выражение наших религиозных переживаний, наших духовных чувств, нашей веры в Триединого Бога, нашей набожности.

Кроме того, в богослужении можно усмотреть цель сакраментальную, так как оно приобщает нас к искупительному подвигу нашего Спасителя и является проводником благодати в мир и к отдельным верующим.

Далее богослужение имеет и характер дидактический, т. Наш богослужебный круг содержит огромное богатство песнопений, которые переплетаются с чтениями из Лииургика Писания Ветхого и Нового Заветов, с поучениями из святоотеческих писаний и аскетических сборников и житийной литературы, откуда можно извлечь великое духовное богатство знаний. Таким образом, богослужение является источником богопознания и дает возможность углублять свои познания и в богословии.

В данном случае Литургика входит в полную связь с Патристикой. Патристика занимается изучением развития христианской богословской мысли f2 разных церковных писателей и учителей Церкви в разное время и она не должна быть оторвана от литургического богословия.

Раскрытие содержания святоотеческих творений, обогащает наше богословское ведение и дает нам материал для истории и системы православного богословия.